Причины речевых нарушений

   Речь является наиболее молодой функцией развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. А молодая развивающаяся функция является наиболее уязвимой и ранимой. Различные  неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, во время родов , так и в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития (замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности).

   При этом, ранние органические поражения ЦНС, приводит к появлению различных синдромов нарушения речевого развития. Особенности расстройства речи при органическом поражении ЦНС зависят от локализации и распространенности поражения. Большое влияние на структуру речевого дефекта оказывает время мозгового поражения. Доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии мозга в целом.

   Наиболее  тяжелые поражения мозга под влиянием различных негативных факторов (интоксикации, инфекции) возникают в ранние периоды эмбрионального развития. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры возникают на 3 месяце эмбриональной жизни плода, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. И в зависимости от того, какие отделы ЦНС наиболее интенсивно развиваются в период той или иной вредности, поражение может касаться в основном двигательных, речевых и интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течении всей внутриутробной жизни плода может иметь место недоразвитие всего мозга в целом (сочетание двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений).

Выделяют: пренатальную патологию;

                       перенатальную патологию;

                       постнатальную патологию.                                      

Пренатальная патологияэто неблагоприятное развитие плода во внутриутробном периоде, различные негативные факторы, действующие на организм матери в этот период.

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга.

К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы).

Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода.

Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.

  • Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.

  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

  • Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.

  • Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.

  • Стресс, который испытывает будущая мама, способствует усиленной работе надпочечников и выделению адреналина. Все это в обычных условиях выполняет сложную функцию, а вот во время беременности стрессы приводят к угнетению функции надпочечников плода и как следствие приводят к гипоксии плода.

  • Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.

  • Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.

  • Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.

 Перенатальная патологияэто неблагоприятные роды и их последствия.

  • Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).

  • Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной, вызывает минимальные повреждения головного мозга.

  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.

  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

  • Билирубиновая энцефалопатия - это поражение мозга ребенка в результате несовместимости крови матери и ребенка. У новорожденного возникает желтуха – это стойкое заболевание, при котором идет уменьшение гемоглобина,  распад красных кровяных телец и выделение вредного вещества билирубина, который поражает нервные клетки мозга ребенка. У ребенка, с врожденной желтухой, наблюдаются нарушения моторики, речевого развития, а в некоторых случаях страдает и интеллект.

Постнатальная патология – к ней относятся заболевания и негативные факторы перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка. Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы.

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: с 0 до 2-х лет интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

В эти периоды увеличивается нагрузка на ЦНС ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или так называемого "срыва" речи (заикание). Однако необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить.