Нарушения звукопроизношения
Известно несколько видов нарушения произношения звуков:
Пропуск:
Звук может пропускаться совсем. Тогда при повторении слов ребенок вместо звука произносит неясный гласный или полугласный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай). При попытке произнести звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести.
Замена:
Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит звук [л] или [й].
Также ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произносимый звук [с].
Смягчение:
Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой парой (например, вместо [л] говорить [л']).
Искажение:
Ребенок может произносить звук искаженно. То есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского языка. Например, вместо русскоязычного [р] ребенок произносит горловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похожий на [ш] некий шумный шипящий звук.
Группа свистящих представлена звуками: [С], [С'], [З], [З',] [Ц].
Группа шипящих представлена звуками: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Группа сонорных представлена звуками: [Л], [Л'], [Р], [Р'].